прошлое ушло время, когда первоклашки выводили палочки, крючочки, осваивая буквы и цифры. Нынешние дети приходят в школу, уже умея читать, писать и считать. Таковы требования не только учебных заведений, но и нашего скоростного века. Трехлетние малыши легко осваивают телефоны и планшеты, отчего кажется, что они уже родились с ними.
Есть и другая тенденция, когда родители специально начинают очень рано обучать ребенка чтению, письму или элементарной математике, чтобы удовлетворить свои амбиции, похвастаться его достижениями перед знакомыми. То есть быть в тренде, как нынче модно говорить в среде молодых мам и пап.
Не забирайте у ребенка детство!
И здесь хочется спросить: а не лишаете ли вы ребенка детства, нагружая его мозги, в то время как ему положено бегать, прыгать, играть? Интересные мысли на эту темы высказывает психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ Татьяна Черниговская.
Ее основной посыл: обучение надо начинать в то время, когда мозг ребенка готов к этому, а у 2-3-летнего малыша другие задачи. Все должно идти поступательно, соответственно физиологическому и умственному развитию, начиная с разнообразных игр, рассматривания книжек с красочными картинками и восприятия текста в исполнении взрослых. Только потом подходить к изучению алфавита и самостоятельному чтению. Поэтому не надо раньше времени нагружать голову ребенка ненужной, а подчас и непонятной для него, информацией.
Учите мозг работать!
В младшем дошкольном возрасте гораздо важнее заниматься развитием мозговой деятельности. Как сказала Татьяна Черниговская: «Надо научить мозг работать».
Что для этого возможно предпринять?
1. Развивающие занятия
Постоянное вовлечение ребенка в игровую деятельность будет давать работу мозгу. Даже если малыш родился с задатками гения, но с ним никто не занимается, то второго Эйнштейна можно и не дождаться.
Здесь уместно сравнение с мышцами, которые могут атрофироваться, если лежать все время на диване. Точно так же и мозг – его надо тренировать, формировать, развивать.
2. Ориентация на пол ребенка
Речь не о гендерных программах, а о том, какие виды деятельности наиболее удачны для мальчиков и девочек.
Энергичных мальчиков надо поддерживать в их стремлении активно двигаться, бегать, состязаться. Для них это естественное состояние, поэтому не сдерживайте бесконечными окриками: «Не бегай!», «Не носись!».
Мягким девочкам подходят более спокойные групповые занятия, где они могут контактировать с другими детьми, создавать яркий мир вокруг себя. В то же время им нужен выход эмоций, поэтому они могут и поплакать, и посмеяться, реагируя на происходящее вокруг.
3. Мелкая моторика
Очень хорошо для мозга ребенка, если родители проводят с ним всевозможные занятия с пластилином, бумагой, небольшими предметами (бисер, конструктор лего). Развитие мелкой моторики – важнейшее направление для функционирования головного мозга. Здесь и связь с речевой деятельностью, и улучшение памяти.
4. Музыка
Не обязательно бежать записываться в музыкальную школу сразу после выписки из роддома. Но хорошая музыка должна звучать в доме, потому что она влияет на развитие, качество и структуру нейронной сети. Не зря же наши предки всегда пели колыбельные у люльки. Таким способом они не только успокаивали ребенка, но и занимались формированием его мозга.
Разная длина и высота звуков помогают малышу распознавать детали в окружающем мире, различать шумы и мелодии. И, конечно же, формируют хороший вкус.
5. Перерывы
Соизмеряйте физические возможности ребенка с нагрузкой на занятиях. Не доводите до полной усталости, когда дети засыпают за столом с пластилином. Обязательно делайте перерывы, меняйте направление деятельности.
Не наказывайте и не упрекайте, если малыш не успел что-то доделать. Отставьте до следующего раза. С новыми силами все получится быстрее и лучше, а за время отдыха предыдущий материал идеально разложится по полочкам в голове.
Не все дети рождаются гениальными и талантливыми. Но если заниматься развитием их мозговой деятельности, то у вас всегда будет повод гордиться дочкой или сыном. Будьте лишь внимательны к его или ее поведению, не старайтесь удовлетворить свои амбиции за счет здоровья ребенка. Всему свое время.
И запомните совет профессора Черниговской, который пригодится и детям, и взрослым: если надо срочно выучить какой-то текст, то хорошо прочитать его перед сном и отправиться на боковую. Как доказали нейробиологи, наибольшая активность мозга приходится на время сна.
Может, не зря студенты укладывают книгу под подушку перед экзаменом?! А вы так пробовали делать? Помогло?)